Pages

27.4.09

Перформанс Светы Литвак

«НГ Ex Libris», 20.03.2008
"Света Литвак (именно Света) – первый перформер среди поэтов и наоборот. Она никогда не читает и даже, пожалуй, не пишет, она всегда выступает.
...

– Какие свои акции вы цените выше всего?
– ...В образе куклы я сама выступаю в перформансе «Колодцы». Надевая маску (женское лицо) себе на затылок, я становлюсь спиной к зрителю. На мне платье с полностью открытой спиной. Оттопыренные лопатки имитируют грудь. Рядом стоит поэт Николай Байтов в кожаной куртке. Я начинаю читать стихотворение Зинаиды Гиппиус «Колодцы» (очень экспрессивное), жестикуляцией рук, мимикой спины, наклонами головы в маске изображая стоящую лицом к зрителю женщину. В строго определенном ритме согласно смысловым акцентам стиха Николай начинает стегать женщину (мою спину) вызывающе красным широким ремнем. К концу стихотворения удары учащаются, тело пылает, пафос и жестикуляция усиливаются. На последней строке я разворачиваюсь, срывая маску, и обращаюсь непосредственно к зрителю. Перформанс очень короткий, но концентрированно страстный. Когда я надеваю кофточку, ко мне то и дело подходят зрители и спрашивают в ажитации: «Вам было больно?» Пользуясь случаем, отвечаю всем: хотя удары на меня сыплются нешуточные, во время чтения я почти не чувствую боли, она сильно притупляется. Зато потом я обнаруживаю весьма красноречивые ссадины. Зачем это делается? Трудно объяснить, тем более описать перформанс как художественный жест, не идеологический. Нужно непосредственное присутствие зрителя. Это энергетика. И я уверена, что я абсолютно уверена, что происходит рождение произведения искусства – перформанса. Вряд ли Гиппиус была бы в восторге от такого использования ее стихотворения. Хотя кто знает. Но ее мнения, как ты понимаешь, никто не спрашивает.

No comments:

Post a Comment